Usability Интернет-сайта

Если обратиться к словарю английского языка, то usability – это доступность в обращении. Но после того, как этот термин успешно перекочевал в сферу создания Интернет-сайтов, появилось множество (порою совершенно противоположных) трактовок того, что же такое usability.

Начнём с того, что частенько некоторые чрезвычайно амбициозные наши коллеги, по-видимому, очень отвлечённо и абстрактно представляя смысл usability, вставляют модное словечко к месту и не к месту, там, где им элементарно не хватает профессионального лексикона. Получается, как в «глухом телефоне» - искажение информации идёт по цепочке и заканчивается тем, что встречаешь человека, заворачивающего про usability такое, от чего волосы встают на дыбы.

 

Печально, что, пообщавшись с такого рода «профессионалами» и, как правило, прочувствовав на себе эффективность их методов работы, приходящие к нам заказчики всё-таки успевают «подцепить» от них определённый смыслusability. Отдельные представители web-дизайнерского цеха элементарно «затачивают» под себя (под свой уровень квалификации) значение термина usability. Незнакомы они, например, с историей и основами web-дизайна, психологией воздействия тех или иных графических решений, технической стороной некоторых достаточно сложных инструментов работы – значит, всё это, по их мнению, можно просто отбросить, как лишнее и несоответствующееusability Интернет-сайта.

В этом случае понятие доступности и удобства в обращении подменяется ограниченностью. Одно дело – владеть широким инструментарием в своей профессиональной сфере и выбирать при решении каждой конкретной задачи оптимальный пакет средств по её достижению, и совсем другое – иметь представление об очень ограниченном спектре элементов, отвергая остальные под предлогом их неудобства.

Ведь отвергнуть можно лишь то, с чем вы хорошо знакомы, и на собственном опыте убедились в неактуальности. Да и упрощение далеко не всегда ведёт к улучшению конечного продукта. Можно, конечно, ездить на автомобиле начала прошлого века, оправдывая свой выбор ненужностью всевозможных технических, дизайнерских и прочих решений, используемых в современных машинах. Вот только соревноваться (в скорости, практичности, комфорте и т. д.) вам по большей части придётся всё-таки с автомобилями, на сто лет обогнавшими используемый вами раритет.

Регулярно приходится слышать призывы к минимизации использования графики, а уж тем более анимации, при создании сайтов, нацеленных на коммерческий успех. Мол, это и есть главное требование usability Интернет-сайтов. Ведь это как раз графика и анимация влияют на оперативность работы сайта, а конкретно на быстроту загрузки его страниц. То есть, если следовать их логике, оптимальный сайт должен представлять собой исключительно текстовые страницы с определённой информацией. Мы, естественно, несколько утрируем, но всё-таки…

Если же отвечать нашим идейным оппонентам по существу, то можно напомнить тот неоспоримый факт, что информация заложенная в графике и анимации воспринимается значительно быстрее и надёжнее голого текста. Проведённые не так давно исследования выявили трафик внимания Интернет-посетителя к странице сайта. Суть их заключалась в том, что группе людей (причём из различных социальных групп) предложили ознакомиться с содержанием нескольких Интернет-сайтов, при этом время, отводившееся на изучение каждого из них, не регламентировалось.

В процессе эксперимента специальные компьютерные датчики фиксировали фокусы внимания людей ко всем составляющим сайтов. Так вот – в первую очередь, большинство испытуемых обратили внимание на графические и анимационные сегменты сайта, после чего пробежали глазами текст Интернет-страницы, отметив акцентами его выделенные (цветом или шрифтом) элементы. Кстати, определённый процент добровольцев фрагменты с текстом вообще проигнорировали.

Этот опыт наглядно продемонстрировал важную роль графического оформления сайта в его функциональной составляющей. Потому что правильно подобранный дизайн Интернет-сайта не мешает, а, наоборот, помогает восприятию информацию, размещённую на страницах сайта.